Заключение на проект решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 27.12.2013 № 453-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки в виде предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан, проживающих на территории города, на 2014-2030 годы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СУРГУТ

КОНТРОЛЬНО–СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Думы города
«О внесении изменения в решение Думы города от 27.12.2013 № 453-V ДГ
«О дополнительных мерах социальной поддержки в виде предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан, проживающих на территории города, на 2014-2030 годы»

 

«07» сентября 2020 г.                                              № КСП-01-17-43

Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города, утверждённым решением Думы города от 27.02.2007 № 170-IV ДГ, и на основании проведённой экспертизы проекта решения Думы города «О внесении изменения в решение Думы города от 27.12.2013 № 453-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки в виде предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан, проживающих на территории города, на 2014-2030 годы» (далее — проект решения).

Проектом решения предлагается с 01.01.2021 внести изменения в перечень категорий граждан, имеющих право на получение дополнительных мер социальной поддержки в виде предоставления субсидии на строительство или приобретение жилья, а именно:

  • исключить следующие категории граждан:

— зарегистрированные и проживающие в жилищном фонде деревянного исполнения;

— зарегистрированные и проживающие в строениях, не относящихся к жилищному фонду города Сургута (балки, вагоны, коттеджи, щитосборные дома);

  • сохранить право на получение дополнительных мер социальной поддержки гражданам, принятым на учёт для предоставления субсидии по месту жительства при Администрации города до 31.12.2020.

Кроме того, проектом решения предусматривается внесение Администрацией города соответствующих изменений в порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан, проживающих на территории города[1].

По результатам экспертизы установлено следующее.

1. Согласно пояснительной записке к проекту решения, подготовленной управлением учета и распределения жилья Администрации города, «наблюдается отсутствие заинтересованности вышеуказанных категорий граждан[2] в получении субсидии на приобретение (строительство) жилья, и предпочтение улучшения жилищных условий в рамках иных жилищных программ, не требующих личных финансовых расходов».

В ходе настоящей экспертизы управлением учета и распределения жилья Администрации города в рабочем порядке представлен социально-экономический прогноз последствий принятия проекта решения, необходимость которого предусмотрена частью 10 статьи 39 Регламента Думы города[3].

В представленном прогнозе социально-экономических последствий указано, что принятие проекта решения «приведет к уменьшению количества граждан, претендующих на получение субсидии в рамках мероприятия «Предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья за счет средств местного бюджета» муниципальной программы «Развитие жилищной сферы до 2030 года».

Потенциальное снижение заявителей на получение субсидии на строительство или приобретение жилья в связи с исключением двух отдельных категорий граждан в числовом значении не указаны.

Обращаем внимание, что согласно подпункту 48 пункта 2 статьи 31 Устава муниципального образования городской округ город Сургут[4] установление за счет средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан относится к компетенции Думы города.

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счёт средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом, финансирование полномочий, предусмотренное данной статьёй федерального закона, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Справочно: В 2020 году общее количество семей, состоящих на учете на получение субсидии за счет местного бюджета, составляет 1 975 семей. За период с 2014 по 2018 годы субсидия на строительство и приобретение жилья предоставлена 121 семье, общая сумма предоставленных субсидий составила 108,2 млн. рублей. В 2019 и 2020 годах финансовые средства из бюджета города на данные цели не выделялись[5].

2. В приложении к проекту решения в качестве одной из категорий граждан, которым предполагается сохранение права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки в виде предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья, указаны «граждане, принятые на учет для предоставления субсидии по месту жительства при Администрации города до 31.12.2020».

Полагаем, что формулировка абзаца 5 приложения к проекту решения может создавать трудности в процессе правоприменительной практики, так как сдержит неопределенность условий или оснований принятия решения о предоставлении субсидии гражданам, принятым на учет для предоставления субсидии по месту жительства при Администрации города Сургута до 31.12.2020. Так, из содержания абзаца 5 приложения к проекту решения непонятно имеют ли право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья (исключаются или нет из данной категории граждан) граждане, зарегистрированные и проживающие в жилищном фонде деревянного исполнения, а также в строениях, не относящихся к жилищному фонду города Сургута (балки, вагоны, коттеджи, щитосборные дома).

Для устранения указанной неоднозначности толкования, предлагаем уточнить формулировку абзаца 5 приложения к проекту решения, изложив её, например, в следующей редакции:

«- граждане, принятые на учет для предоставления субсидии по месту жительства при Администрации города до 31.12.2020, в том числе зарегистрированные и проживающие в жилищном фонде деревянного исполнения, а также в строениях, не относящихся к жилищному фонду города Сургута (балки, вагоны, коттеджи, щитосборные дома).».

А также дополнить проект решения абзацем 6 следующего содержания: «Категориям граждан, указанным в абзацах 4, 5 настоящего решения, субсидии предоставляются в порядке очередности, сформированной ранее, при условии, что указанные граждане не утратили оснований, по которым были приняты на учет».

Учитывая вышеизложенное, Контрольно-счетная палата города полагает, что проект решения «О внесении изменения в решение Думы города от 26.12.2013 № 453-V ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки в виде предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан, проживающих на территории города, на 2014-2030 годы» не противоречит действующему законодательству и может быть рассмотрен Думой города в представленной редакции с учетом предложений и информации, изложенных в настоящем заключении.

Председатель
Контрольно-счетной палаты города                                        В.И. Жуков

Афризонова Ксения Владимировна
52-80-07

Ванеева Елена Викторовна
52-83-60


[1] Постановление Администрации города Сургута от 25.04.2014 № 2800 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан, проживающих на территории города, на 2014 — 2030 годы».

[2] Имеются в виду граждане, зарегистрированные и проживающие в жилищном фонде деревянного исполнения, а также зарегистрированные и проживающие в строениях, не относящихся к жилищному фонду города Сургута (балки, вагоны, коттеджи, щитосборные дома).

[3] Решение Думы города Сургута от 27.04.2006 № 10-IV ДГ «О Регламенте Думы города Сургута».

[4] Устав городского округа город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят решением Сургутской городской Думы от 18.02.2005 № 425-III ГД.

[5] Согласно информации, представленной управлением учета и распределения жилья Администрации города.